ЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КОРАНЕ

Люди, мало осведомленные о сути Ислама, не знают, какое большое значение и ценность имеет женщина в Коране. Это незнание рождает сонм совершенно необоснованных домыслов и предубеждений. Женщины, ничего не знающие об Исламе, даже не пытаясь узнать, так ли это на самом деле, почему то априори уверены, что Ислам угнетает права женщин. Они ревностно отстаивают свои мнимые демократические свободы, основанные на безбожных, аморальных законах общества, при этом обязательно осуждая отношение Ислама к женщине, хотя и не зная ничего о нем. Но ведь мы отчетливо видим, что в обществах, далеких от Ислама, роль и положение женщины далеки от уважения к ее достоинству и чести. Во многих странах мира женщина и сегодня является объектом бесстыдного потребительного отношения, насилия, угнетения, дурного обращения, а сколько примеров в так называемых высокоразвитых обществах, когда старые, больные женщины, покинутые и забытые всеми, прозябают в одиночестве и нужде, и даже самые развитые европейские общества не могут найти кардинального решения очевидной проблемы современности - одиночества.
Эта проблема не находит своего разрешения из-за того, что решение ее ищут не в причине, а в ее следствиях. Ни одно решение, ни одна мера, принятая в безбожном обществе людьми, живущими по безбожной логике и аморальным законам, не приведут к достойному и праведному результату.
Аллах обращает внимание верующих на этот важный факт:
«Если бы Истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Нет, Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (Коран, 23:71)
Жизнь, которая построена на игнорировании или забвении Высшей мудрости и заповедей Создателя, ориентирована только лишь на свое ограниченное, узкое понимание жизни и ее законов, обречена на провал и любое человеческое начинание, не основанное на Божественных законах, все равно потерпит крах.
Люди в безбожных обществах могут осознавать, что тяжелые социальные проблемы происходят от их упорного нежелания изменить свои примитивные и невежественные законы жизни, но нет, даже понимая это, они сознательно отворачиваются от единственного пути, который приведет их к благоденствию и решению всех социальных проблем.
Коран является единственным решением всех существующих сегодня социальных проблем. Достаточно открыть Коран и начать читать его, чтобы понять эту очевидную истину. Аллах предоставил человеку и социуму в Коране самую гармоничную, благодатную и достойную систему жизни. Единственный путь жизни, который обеспечит людям душевную благодать и полноту жизни – это путь служения Аллаху. Коран «принес человеку славу и честь» жизни. Человек, который неукоснительно следует пути Кораническому пути, обретает благоденствие во всех сферах жизни.
И опять-таки только лишь законы Корана способны обеспечить достойное решение всех проблем женщин, существующих в современном мире практически во всех странах. Ведь откровение Аллаха, ниспосланное всем людям, уделяет особое внимание женщине, напоминая о высшей ценности женщины. Многие аяты Корана провозглашают защиту женщины и ее прав в обществе, категорически запрещая невежественное, непочтительное отношения к женщине и ее роли, возводя личность женщины на возвышенную степень в общественной иерархии. Господь также особо указывает нам, что превосходство человека перед Аллахом заключено не в его половой принадлежности, но только лишь в его благочестии, вере, морали, чистоте и богобоязни.
Коранические аяты провозглашают волю Аллаха об особом статусе женщин в Исламском обществе, повелевая соблюдение тех мер, которые обеспечат женщинам любовь и почтительное отношение. И все эти меры, однозначно, ниспосланы ради блага женщин, ради защиты их чести и достоинства, не допущения унизительного, потребительского отношения к личности женщины, столь распространенного в безбожных обществах. Аллах показал людям в Коране верный путь, и тем устранил глубоко ошибочные, недопустимые стереотипы, существовавшие во времена до ниспослания Корана и существующие и сегодня в обществах, далеких от соблюдения законов Бога.
Далее мы будем рассматривать аяты Корана, в которых Аллах показывает верующим путь обретения честной, достойной и уважительной модели отношения к женщине и то, как Ислам предписывает относиться к женщине.

Благочестие - единственный критерий превосходства перед Аллахом
В обществах, далеких от соблюдения законов Бога и Корана, существует строго определенная система ценностей, которая формирует смысл и жизненные цели людей. Достижение этих ценностей является очень важным для каждого человека в таком обществе. Ценности эти имеют большое значение для людей из-за того, что общество рассматривает их как самые важные в жизни человека.
Если человек не строит свою жизнь согласно законам, предписанным в Коране, он неизбежно начинает ориентировать свою жизнь на законы, предписываемые ему безбожным обществом. Законы этих обществ определены, исходя из узкого человеческого представления о смысле жизни, жизни, в которой нет места Богу. Так что вполне естественно, что и ценности, определенные таким обществом, не имеют никакого духовного наполнения.
Аллах показывает в Коране, сколь ошибочны попытки безбожников строить свою жизнь по принципам, придуманным вопреки законам Творца:
Неужели они все еще ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей, которые уверовали? (Коран, 5:50)
Люди в безбожном обществе строят свою жизнь, думая лишь об этой, земной жизни. Земная жизнь для них является главной и единственно имеющей смысл. Эта категория людей определила некие жизненные цели, избрав их приоритетными и значимыми для общества. В эти черты входит богатство человека, положение в обществе, успешная карьера и мирская слава, или же физическая красота и привлекательность. Думаю, не будет преувеличением сказать, что все люди, живущие по законам безбожного общества, сознательно или нет, но четко ориентируются на эти установки, считая достижение их – свидетельством успешности в жизни. Если же они не смогли достичь этих высот, не обладают красотой или богатством, то люди, обладающие этими чертами, вызывают в них тайное или явное обожание и уважение, тогда как себя они расценивают по сравнению с теми, кто обладает этими чертами, менее значимыми и ценными существами.
Эта система ценностей заставляет их уделять большое значение деталям и формирует отношение к окружающим людям. Вспомните, как часто можно слышать, когда кто-либо вокруг вас обсуждает другого за глаза, анализируя, насколько хороша его квартира, элитный ли район, в котором она расположена, старая или новая у него машина, чем занимается его отец или какой университет закончил сам предмет обсуждения, какая у него профессия и какие перспективы, как он одет, кто его родственники – это вопросы для большей части людей являются критериями оценки человека и, как правило, формируют показное уважительное или, наоборот, снисходительное, презрительное к нему отношение. Людям доставляет удовольствие осознавать, что их положение в обществе или их карьера, или даже их новая «крутая» машина лучше, чем у того или другого из их окружения. Это глупое превосходство позволяет им чувствовать себя возвышеннее и привилегированнее в обществе. И, выбирая себе друзей или приятелей, с которыми они будут проводить время, они, прежде всего, тщательно анализируют вышеупомянутые показатели, делают свои предпочтения на основании их.
Не надо ходить за примерами далеко, во многих странах мира и сегодня мы видим, что цвет кожи, язык, национальная принадлежность имеют большое значения для определенного слоя людей. В каждом конкретном обществе могут быть свои национальные вариации системы ценностей, но в общих чертах эта безбожная система универсальна.
Та же система ценностей действует и в определении роли и места женщины в обществе. Уважительное или же неуважительное отношение в безбожном обществе формируется опять-таки на основании вышеупомянутых критериев. Именно поэтому столь прочно в безбожном мире распространена установка, что женщина – это существо второго сорта, существующее для исполнения потребительских функций привилегированного класса мужчин.
Тогда как Ислам четко формулирует единственно праведное отношение к женщине в обществе, которое стремится быть угодным Аллаху, определяя, что только лишь благочестие и праведность человека, и ни что иное, является критерием оценки личности, не зависимо от того, мужчина это или женщина:
О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знакомились друг с другом. Поистине, самый возвышенный из вас пред Аллахом [не по роду или расе], а тот, кто самый благочестивый из вас. Воистину, Аллах – Знающий, Сведущий. (Коран, 49:13)
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных мест и украшения [для одежд]. Однако одеяние благочестия лучше". Это - одно из знамений Аллаха, может быть, оно послужит наставлением им» (Коран,7:26)
…Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Делайте для себя припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (Коран, 2:197)
Аллах повелевает: главным критерием оценки человека может быть только лишь его благая мораль и богобоязнь. В таком случае целью, к которой должен стремиться человек в жизни, является не богатство и не слава, не физическая красота, но благочестие и богобоязнь, ибо только это может сделать человека достойным уважения и избранным перед Аллахом.
В Коране содержится ясное повеление стремиться не к материальному богатству, столь важному для большей части человечества, но к милости и благоволению Аллаха:
И не желайте вы тех благ, которыми Аллах одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что она заслужила. Себе ж щедрот просите у Аллаха. Аллах, поистине, о всякой вещи знающ! (Коран, 4:32)
Коранические аяты гласят: невежественно и греховно искать преимущество в богатстве или физической красоте, или в том, является человек мужчиной или женщиной. Единственным критерием превосходства является Иман и богобоязненность человека.
Истина в том, что только соблюдение морали Аллаха способно принести человеку, будь то мужчина или женщина, возвышенность и благоволение Аллаха:
Истинно то, что мужчины, дающие милостыню и женщины, дающие милостыню, и те, которые отдают Аллаху прекрасный заем, им умножено будет многократно и им уготована благородное (и достойное)
воздаяние. (Коран, 57:18)

В Исламе мужчина и женщина равны перед Аллахом
Не будет преувеличением, если мы скажем, что практически во всех странах мира существует многовековой спор о месте и роли женщины в обществе, который и сегодня нет-нет да и всплывает в повестке дня. Статус женщины в обществе, ее значение в семье, должна ли женщина работать, подобные вопросы неизменно занимают важное место в общественной повестке. Однако для мусульманских стран статус женщины в обществе совершенно четко определен. В обществе, которое строго следует Корану, никаких споров и рассуждений о месте женщины не должно и не может возникать. Потому что в Исламе мужчина и женщина равны.
Да, конечно же, женщина в силу Господнего творения физически слабее мужчины. Однако физическая слабость женщины ни в коем случае не означает, что она является менее значимым и менее ценным творением, нежели мужчина.
Согласно морали Ислама, ценность, значимость человека определяются не его полом, а степенью его веры и богобоязни, крепостью Имана. Искренность в соблюдении повелений и запретов Аллаха, стремление жить согласно морали Корана - вот что ценно для Аллаха в любом человеке. И только эти особенности составляют подлинное достояние души человека перед Создателем. Ведь Аллах ясно повелевает в Коране о том, какими качествами и чертами характера должен обладать всякий, будь то мужчина или женщина, стремящийся к вечной милости и благодати Аллаха:
Вepyющиe мyжчины и вepyющиe жeнщины, они – покровители друг другу: oни побуждают к добру и yдepживaют oт дурного, совершают мoлитвy праведно и дaют закят, пoвинyютcя Aллaxy и Eгo пocлaнникy. Это к ним будет милостив Аллах. Истинно, Аллах – Велик и Всемогущ, Всемудр! (Коран, 9:71)

 
Господний аят гласит, что мужчина и женщина несут равную ответственность перед Всевышним. Поклонение Аллаху, соблюдение морали Корана, стремление к благим делам – вот сферы ответственности каждого человека перед Аллахом.
И всякому, кто стремится следовать Господнему аяту, Аллах обетует чистоту души и мудрость в понимания сути вещей:
О вы, которые уверовали! Если вы будете богобоязненны, Аллах даст вам свет и понимание (различение) истины от заблуждения и отпустит вам ваши дурные деяния и простит вам. Аллах – Владыка Великой Милости!» (Коран, 8:29)

В аяте нет упоминаний о мужчинах или женщинах, пол человека не меняет сути Господнего испытания. В воздаяние за искренность и чистоту души, стойкость в соблюдении воли Всевышнего, Аллах дарует человеку мудрость и ясный ум, которые помогают ему выбрать праведный путь, принимать верные решения и понимание сути того, как жить ради довольства Аллаха. Мудрость и ум человека не зависят от его пола, но являются следствиями искренности, близости к Аллаху и богобоязни.
Человек, который действует с умом и мудростью, что дарует ему Иман, будь то мужчина или женщина, сможет достичь успеха в любом жизненном вопросе и превзойти многих людей. Все это полностью зависит от желания, воодушевления и воли самого человека. Уверовавший человек, следуя морали Ислама, никогда не будет довольствоваться собой. Но, наоборот, мусульмане постоянно усердствуют, чтобы стать духовно выше, умнее, развивать свои способности, личностные качества. И сколько есть сил работают над самосовершенствованием. Аллах наставляет верующих молиться о том, чтобы стать примерами для всех окружающих людей и своей моралью, и своим образом жизни:
Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». (Коран, 25: 74)
 
Мусульманка, которая всю жизнь старается в любом вопросе принять самое верное решение или выполнить дело самым лучшим образом, по воле Аллаха, непременно станет возвышенной личностью в обществе, ибо ее характер, нравственный облик и усердие будут вызывать всеобщее уважение. Ведь мусульманка, строго чтя Коран, исполняет все возложенные на нее обязательства самым ответственным образом, принимает верные, взвешенные решения и делает правильные поступки.
Еще раз подчеркнем, что в нравственном-правовом отношении мужчина и женщина в Исламском обществе равны. Избранность, возвышенность статуса мужчины или женщины в Исламском обществе определяется не материальными преимуществами, но только лишь их благочестием, личностными чертами и мерой богобоязни, мерой ответственности перед Создателем. Поэтому в подлинно Исламском обществе не может быть пресловутой борьбы полов. Можно говорить о состязании между верующими мужчинами и верующими женщинами в совершении благих дел. Состязание в совершении благих дел – есть свидетельство наивысшей степени личностной ответственности перед Аллахом и искренности перед Ним. Ведь мусульманин усердствует в этих делах не ради славы или благодарности мира, но ради того, чтобы Аллах был доволен им. И в данном случае слово состязание несет совершенно другой, Божественный смысл. Ведь именно это состязание, по сути, дает верующим преимущество и возвышенность перед Аллахом как в земной жизни, так и в вечной:
Это они соревнуются в совершении благих дел, и потом они впереди всех. (Коран, 23:61)
Потом Мы дали Книгу в наследство тем из Наших рабов, кого избрали Мы; среди них есть те, кто причинит зло своей душе, есть те, кто идут посередине и умеренны в делах, есть и те, кто по соизволению Аллаха, спешат опередить других в благих делах; Это и есть – великая благосклонность (Господа). (Коран, 35:32)
 
Равенство женщины и мужчины в Исламе следует также из Коранического аята о равенстве мужчины и женщины в мирском испытании.
 «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше». (Коран, 18:7)
И всякая душа познает смерти вкус. Мы испытываем вас, искушая злом и добром, и к Нам вы будете возвращены. (Коран, 21:35)
Аллах провозглашает цель земной жизни: испытание крепости души как верующих мужчин, так и верующих женщин, с тем, чтобы явить самых достойных по делам и намерениям.
В другом аяте Аллах сообщает, что Он будет испытывать и мужчин, и женщин различными жизненными ситуациями и всякому, кто явил смиренное терпение перед волей Создателя, воздаянием будет милость Аллаха:
Истинно, Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, душах и плодах. Обрадуй же терпеливых. (Коран, 2:155)
Аллах назначил определенный срок жизни каждой женщине и каждому мужчине, и женщины, и мужчины ответственны перед Аллахом за соблюдение повелений Корана. Каждому человеку, и мужчине, и женщине Аллах даровал совесть, что подсказывает всякий миг, что есть верно, а что неправедно. Аллах сделал нафс человека и сатану коварными врагами всем, и мужчинам, и женщинам. И всякий, кто следует ниспосланным законам и демонстрирует праведную мораль, и мужчина, и женщина, получат наивысшее воздаяние Аллаха как в земной жизни, так и в вечной:
… "Истинно, Я не дам никогда пропасть ни одному деянию людскому, будь то мужчина или женщина. Одни вы от других (сотворены). А тех, кто переселился на Моем пути, иль изгнан был из дома своего, или беды на Моем пути терпел, сражался или был убит, истинно, тех очищу Я от прегрешений, и введу их в сады Рая, реками омовенны. Это будет им наградой от Аллаха. Награда Аллаха – лучшая из всех наград". (Коран, 3:195)
В другом аяте Аллах провозглашает, что всякому человеку, и мужчина, и женщине будет воздано сполна за все то, что он заслужил в земной жизни:
Тем уверовавшим, которые вершат благое, будь они мужчины или женщины, Мы истинно даруем прекрасную жизнь и воздадим за их деяния награды по соответствию их лучших дел. (Коран, 16:97)

Коран в равной степени обращается и к женщинам, и к мужчинам

Есть проанализировать аяты Корана в целом, мы ясно видим: Аллах использует единую форму обращения как к женщинам, так и к мужчинам. По сути, Коран взывает к каждому человеку, не ориентируясь на его молодость или старость, не разделяя на женскую и мужскую общины, подчеркивая, прежде всего, важность искренней веры, полного принятия умом и сердцем категории Имана. Таким образом, Аллах в аятах Корана обращается и к женщинам, и к мужчинам одновременно, напоминая им, что и те, и другие несут равную ответственность перед Аллахом. В Коране таковых аятов очень много. Для Аллаха не имеет никакого значения мужчина то, или женщина, ибо в каждом человеке для Аллаха значимы лишь искренность их веры. И только этот критерий дает человеку надежду уповать на милость и Рай Аллаха, где нет ни несправедливости, ни печали, и где они обретут достойную награду по вере своей.
А тот, кто верует (в Господа) и кто делает праведные дела, мужчина ли, женщина ли это, тот в Рай войдет, и не испытают они несправедливости ни на бороздку финиковой кости. (Коран, 4:124)
Аллах обращается к мужчинам и женщинам единой формой обращения:
Тому, кто зло творит, воздастся ровно тем же. А тот, кто уверовал и вершит праведные дела, будь то мужчина или женщина, – те в Рай войдут и наделены там будет всем без счета. (Коран, 40:40)
Обращение Аллаха едино и в отношении безбожных мужчин и безбожных женщин. Аллах ясно повелевает, что в Судный день мужчины-безбожники, равно как и женщины-безбожницы, лицемеры и лицемерки, мужчины-мушрики и женщины-мушрики встретят равную кару Аллаха, и не будет им никакого нисхождения или иного обращения:
Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать неодобряемое, удерживают от совершения добра и сжимают свои руки от скупости. Они забыли Аллаха, и Он забыл их. Воистину, лицемеры есть распутники! (Коран, 9:67)
Обетовал Аллах лицемерам и лицемеркам Огонь Ада на вечное пребывание там. Довольно им этого! Проклял их Аллах, и для них – вечное наказание. (Коран, 9:68)
Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – премного Прощающий, Милосердный. (Коран, 33:73)
И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Окружит и падет им на головы все их зло. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них обитель Ада. Как же скверно это место прибытия! (Коран, 48:6)
Аллах предельно ясно показывает в Коране, что мужчина и женщина равны по степени ответственности перед Ним, равны они и в Судный День, когда каждому из них будет дано то воздаяние, что заслужили они своими делами.

Корана о ценности и роли матери
Аллах, ниспосланием Корана провозгласил вероустав, который берет под защиту все права человека, как социальные, так и личностные. Коран указал путь к самой гармоничной, мирной, счастливой и спокойной модели общественного порядка. Мораль Корана повелевает человеку быть справедливым, терпимым, уважительным, милосердным и сострадательным к каждому человеку, не взирая на его возраст и материальное положение. Мусульманин, будь то мужчина или женщина, ответственен перед Аллахом за искреннее следование этим принципам до конца своих земных дней, не зависимо от того, кто перед ним и с какой жизненной ситуацией ему предопределено столкнуться. Верующий человек следует этим принципам, четко помня, что именно так ему повелел вести себя Аллах на земле. Поэтому для мусульманина не имеет значения, какого возраста, материального достатка, социального статуса или пола человек, он относиться к нему так, как повелел относиться Аллах, как к высшему творению Создателя,
Аллах обращает внимание верующих в Коране на особое почтение, которые должен проявлять мусульманин в отношении к женщине, кроме того, упоминается особый статус матери, доброе и почтительное отношение к которой является обязанностью всякого мусульманина.
Ведь мать и отец долгие годы отдавали много сил для того, чтобы воспитать своего ребенка достойным и образованным человеком, полезным обществу и своей семье. Долгие годы они жертвовали многим ради этого, и материальными, и душевными силами. Человек должен всегда помнить тот бесценный труд, что вложили родители в его воспитание. И, помня это, быть жертвенным, уважающим и почтительным к своим родителям. Мусульманин ответственен за это перед Аллахом:
Мы завещали человеку добро творить родителям своим… (Коран, 29:8)
Мы заповедали человеку с добром относиться к его родителям. (Коран, 46:8)
Скажи: "Придите, и прочту я вам, что ваш Господь вам запретил:
Никого не прочьте в равные Ему; к родителям своим благодеяйте; детей своих из страха обеднеть не убивайте, ведь прокормим Мы и вас, и их; постыдных дел ни явно, ни сокрыто не касайтесь; и не лишайте жизни душу, которую Аллах запретной (для убийства сотворил), иначе, как по праву". И это — то, что Он вам заповедал, быть может, вы уразумеете. ( Коран, 6:151)

 
Аллах предупреждает мусульман быть почтительными и неизменно добрыми к родителям, категорически не допуская горделивого и оскорбительного отношения к ним:
Пoклoняйтecь Aллaxy и нe пpидaвaйтe Eмy в равные ничeгo. Обращайтесь с добром к родителям и близким, cиpoтaм и неимущим, coceдy близкoмy и coceдy далекому, друзьям, что с вами, и пyтникy, и тем, которыми владеют ваши правы руки. Пoиcтинe, Aллax нe любит высокомерных и гopдeливo xвacтливых. (Коран, 4:36)
Аллах наставляет мусульман неизменно быть доброжелательными, понимающими и милосердными к родителям. Аллах напоминает человеку о тех трудностях, с которыми мать носила его во череве и родила на свет, а затем кормила его грудью:
Мы завещали человеку (относиться с добром) к матери и к отцу. Мать носила его в (чреве), испытывая тягость за тягостью, и от (груди) в течении двух лет не отлучала. “Благодари Меня, и мать, и отца, ко мне лишь (твое) возвращение. ” (Коран, 31:14)
Мы завещали человеку добротворить к родителям своим. Мать с тягостью носила его во чреве и с тягостью на свет рожала. Ношение его во чреве и отлученье (от груди) срок в тридцать месяцев (составит). Когда же он достигнет крепости, достигнет сорока годов (от роду), он говорит: "Владыка мой! Внуши мне быть признательным Тебе за милость, которую родителям моим и мне Ты оказал, чтобы деяния, угодные Тебе, я делал! Даруй мне доброе потомство. Поистине, с покаянием к Тебе я обращен! Поистине, я Тебе предался!" (Коран, 46:15)
Ведь каждая мать, прежде, чем родить дитя, долгие девять месяцев жертвует многим и смиренно переносит тяготы своего положения. Аллах напоминает, что всякая женщина испытывает одну тяготу за другой в процессе беременности и еще в больших муках рожает дитя. Но и после родов мать жертвенно берет на себя кормление ребенка грудью, что также требует от нее многих сил и терпения. Аллах в Коране напоминает о материнской жертвенной природе, с тем, чтобы люди помнили, какую ценность являет собой мать для человека и для всего общества.
Наряду с этим Аллах наставляет мусульман не забывать о самоотверженной заботе родителей о своем чаде, когда тот нуждался в их заботе, о том, сколько сил и средств затратили они для его достойного воспитания. И воздаянием за все их жертвы Аллах повелевает мусульманам являть к ним благую мораль, уважение и поддержку, когда родители окажутся в нужде и достигнут преклонных лет:
Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и относиться с добром к родителям. И если один из родителей или оба достигнут старости рядом с тобой, то не говори им: «Уф!» и не кричи на них, а обращайся к ним почтительно и добрым словом. Укрой их крылом смирения своего и по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, 17:23-24)
Ведь старость ожидает всякого, кому Аллах предопределил дожить до нее. Она неизбежно приносит с собой физическое ослабление организма, угасание всех его функций. И вот уже родители, всю жизнь бывшие активными, сильными, здоровыми и полным энергии, стали нуждаться в уходе и помощи других. Наряду с физическим старением, необратимые изменения могут претерпевать и умственные способности человека: забывчивость, замедление мыслительных процессов, старческая рассеянность, и прочие изменения. Но мусульманин, следуя повелению Аллаха, как бы сложно ему не было, всегда старается быть милосердным, чутким, понимающим, щедрым и терпимым к родителям, достигшим самых преклонных лет.
Аллах определяет нам в Коране меру нашей душевной щедрости и теплоты к родителям:
"... И если один из родителей или оба достигнут старости рядом с тобой, то не говори им: «Уф!» и не кричи на них, а обращайся к ним почтительно и добрым словом. Укрой их крылом смирения своего… " (Коран, 17:23)
Господний аят показывает: даже самое незначительное раздражение, пусть даже не явленное и сокрытое в вашей душе, или резкость в отношении родителей категорически недопустимы. Аллах запрещает мусульманам повышать голос на родителей, какими бы ни были обстоятельства. Доброе слово и почтительность – вот, что является законом Аллаха для детей в их отношении к родителям. Вот почему мы можем в радостью констатировать, что мусульманская семья является примером для современного общества, в мусульманских семьях отношение к родителям неизменно полно нежности, любви, чуткости и понимания. Мусульмане стараются сделать все возможное ради душевного покоя родителей, дабы не допустить невнимания, не быть скупыми в проявлении уважения и любви к ним. Понимая, какие тяготи и болезни приносит с собой старость, мусульмане стараются быть чутким и исполнять все нужды родителей еще до того, как они попросят их, ведь родители могут постесняться беспокоить детей своими затруднениями. Дети-мусульмане стремятся окружить родителей чуткой заботой и мягкостью, нежной любовью.
Мусульманин мобилизует все свои возможности, чтобы родители не испытывали не только душевных волнений и тягот, но не знали и материальных затруднений. Аллах сообщает верующим, что в тех средствах, которые мусульманине жертвуют ради Аллаха, есть доля, которая принадлежит их родителям:
Они спросят тебя, что они должны расходовать ради Аллаха. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, нуждающимся и путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах, истинно, знает об этом». (Коран, 2:215)
Искренне уверовавшие мусульмане, следуя этому повелению Аллаха, увидев, что мать или отец испытывают нужду в чем-то, найдут возможность восполнить их нужду самым деликатным и почтительным образом, взяв родителей под свою надежную заботу.
Вспомним пример Пророка Йусуфа, мир ему, пример его чуткости и нежной любви к матери и отцу. Пример Пророка Йусуфа, упоминаемый в Коране, является примером поведения, угодного Аллаху. Пророк Йусуф, после долгих лет испытаний, оказался во главе египетской казны. И вот однажды, Господним предопределением, братья его, так жестоко расправившиеся с ним, и отец с матерью, чьи сердца никак не отпускала боль о сыне, отправились в нужде и голоде в Египет. Пророк Йусуф встретил их с великой радостью и любовью, простив братьям совершенное зло. А в знак глубокого почтения к отцу и матери расселил их во дворце, усадив на трон и окружив вниманием и заботой. Аллах описывает нам в Коране отношение Пророка Йусуфа к родителям:
Когда они вошли к Йусуфу, он прижал к груди родителей и сказал: «По воле Аллаха войдите в Египте без страха». Он поднял своих родителей на трон, и они пали братья ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями. Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он – Знающий, Мудрый. (Коран, 12:99-100)
Мы читаем в Коране молитвы уверовавших и Пророков, и видим, что они неизменно заботились о своих родителям и просили Аллаха о снисхождении и милости к ним. Вспомним молитву Пророка Нуха, мир ему, обращенную к Аллаху о своей матери и отце:
Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А безбожникам не приумножай ничего, кроме погибели!» (Коран, 71:28)
 
Коран провозглашает высшую ценность родителей в Исламе. Аллах напоминает мусульманину, что почтение и уважение к родителям является одной из главных черт богобоязненного верующего. Однако Аллах предупреждает и о том, что в ситуации, когда родители далеки от Бога, следуют безбожному образу жизни и предпринимают действия, направленные на отдаление своего ребенка от соблюдения законов Аллаха, осуждают его стремление к Богу, мусульманину не следует смиряться с этим поведением родителей и не быть покорным их воле. В такой ситуации, при соблюдении доброго и почтительного отношения к родителям в житейских делах, мусульманину или мусульманке надлежит предельно уважительно, но твердо отстаивать свои убеждения:
Но если они (родители) будут добиваться, чтобы ты Мне в равные придал то, о чем тебе (из Откровений) неизвестно, не повинуйся им, но соучаствуй им с добром в дозволенных делах в этом мире и следуй по пути того, кто искренне ко Мне свой лик направил. Ведь лишь ко Мне вам предстоит вернуться, и Я тогда поведаю вам о том, что вы вершили. (Коран, 31:15)

Ценность женщины в семейной жизни
Очень часто в современном мире мы можем видеть, как в брачных союзах, построенных на стремлении к ценностям мирской, безбожной жизни, первоначально пылкие чувства скоро уступают место неприязни, раздражительности и, порой, откровенной ненависти к спутнику жизни. И это объяснимо. Ведь если уважение и любовь к супругу или супруге основаны только на материальных или даже неких идейных ценностях безбожного мира, они все равно вскоре исчезнут. Если наивысшие категории нравственности, такие как любовь, уважение друг к другу, верность основываются на преходящих атрибутах мирской жизни, таких как физическая красота, богатство, власть или влияние в обществе, они неизбежно, рано или поздно утрачивают свой смысл и не дают никакого вдохновенного, радостного чувства душам супругов. Если любовь супруга основана не на духовной красоте своей половины, а ориентирована только на ее или его физическую красоту, то, что будет, если супруга утратит прежнюю красоту вследствие болезни, к примеру, или он встретит еще большую красоту? Тогда та, прежняя красота уже перестанет волновать его душу, или же с прошествием лет свежесть красоты померкнет, годы наложат свой отпечаток, придет старость и болезни, от физической красоты остаются лишь воспоминания. И тогда эта любовь к физической красоте супруга или супруги уйдет навсегда. Точно также, если чувство любви обращено к богатству, власти и влиянию того или иного из супругов, так ведь и богатство, и власть могут очень быстро уйти и смениться бесславием и бедностью. И тогда тот, кто любил в своем спутнике те атрибуты жизни, уже не будет иметь перед глазами того, что можно любить в нем и не будет испытывать к супругу ни уважения, ни какой-либо иной причины для любви, а только лишь раздражение за впустую ушедшие годы.

Подлинная любовь и уважение, которые будут длиться долгие годы до конца земной жизни человека, всегда основаны лишь на Божественной морали и благочестии.
И если любовь обращена к Иману и благочестию супруга или супруги, то и брак этот будет прочным, верным и уважительным. В таком союзе ни уходящая с годами красота, ни богатство, которое может вмиг исчезнуть, ни болезни не станут причиной ослабления любви и уважения друг к другу. Супруг, который любит супругу ради Аллаха, никогда не сделает шага, который может причинить страдания или беспокойство супруге. Ибо мусульманин понимает, какую ответственность перед Аллахом несет он за свою семью и, следуя морали Корана, будет неизменно придерживаться мягкости, справедливости, милосердия и терпимости. Аллах в Коране подчеркивает, что женщина и мужчина в браке несут ответственность за друга перед Аллахом
"... Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них..." (Коран, 2:187)
Так Аллах наставляет, что в семье мужчина и женщина несут равную меру ответственности друг перед другом. Слово «одеяние», упоминаемое в аяте, означает, что каждый из супругов покровительствует, оберегает и охраняет другого. Кроме того, мужчина и женщина в семье дополняют друг друга и делают свой союз завершенным, единым целым.
Особое внимание Аллах заостряет на понятиях «любви и милосердия» в супружестве:
Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих. (Коран, 30:21)
Мусульмане в браке расценивают друг друга как милость и дар от Аллаха и потому очень ценят друг друга. И если кто-то из них двоих совершит ошибку, то второй из супругов всегда действует с любовью и милосердием. Ведь мусульмане твердо знают, что сохранение благоразумия и верности морали Корана в любой ситуации, какой бы трудной она не казалась, непременно приведет к самому верному выходу и решению возникшей проблемы. И это знание есть великое благо для семьи. Как гласит аят, мудрость и крепость супругов в соблюдении законов Корана, дает им «успокоение и гармонию».
Аллах, говоря о браке, также особо указывает нам на сокровенную искренность и близость между супругами, что рождают узы брака.
Искренность, близость и уважение супругов друг к другу в браке проистекают из крепкой веры в близость иной, вечной жини. Они хотят быть вместе вовеки, не только на земле, но и в иной жизни, уповая вместе войти в обитель Рая. Истинная верность в браке может быть только у тех, кто верует в иную, вечную жизнь. Брак мусульманина и мусульманки ориентирован не на накопление богатств и чинов, но на вечную жизнь с желанием вечно быть вместе, поэтому в мусульманских семьях супруги в высшей степени уважительны, близки, честны и искренни друг перед другом.
Брак, основанный на законах Корана, когда оба супруга честны перед Аллахом, чисты совестью и помыслами, всегда будет радовать единством душ и духовной гармонией. И союз этот будет крепким и долгим, ибо наивысшие ценности семейной жизни: верность, уважение, любовь, искренность, терпимость, кротость и скромность будут заботливо оберегаться каждым из супругов, стремящихся к благоволению Аллаха. И, наоборот, семья, в которой вышеперечисленные добродетели не имеют особого значения, и супруги даже не понимают, насколько важна самодисциплина и каждодневное воспитание в себе этих черт, очень скоро развалится, принеся разочарование и духовную пустоту обоим.
Таким образом, в Исламе институт брака – великое благо и облегчение для женщины. Это союз, в котором она может проявить и получить от супруга самые чистые чувства, подарить супругу свою верность, любовь, уважение, преданность. В подлинно Исламском браке женщина всегда возвышенна, высокочтима супругом, любима, окружена заботой и вниманием. Ведь в такой семье не бывает скандалов, грубых речей, столкновений интересов, борьбы за превосходство в семье, гордыни и, самое главное, лжи. Так что мусульманка в Исламском браке, обретает благоденствие и умиротворение души.
Жизнь Пророка Мухаммада, сас, являла собой исторический прецедент, ярчайший пример того, какими должны быть отношения в мусульманской семье. Вспомним Господний аят о совершенном благочестии Пророка, явившего пример благодетельной жизни на все времена:
Истинно, в Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто уповает на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха. (Коран, 33:21)
Хадисы Пророка, сас, показывают нам, как ценил Посланник Аллаха уверовавших женщин, каким благом для мусульманина считал он праведную жену. Посланник Аллаха повелел:
"Земная жизнь - место преходящей обители. И лучшее в земной преходящей жизни это праведная жена"
16
Об уважении и заботе, которые следует проявлять по отношению к праведной жене в браке, Посланник Аллаха повелел:
"Мумин, достигший зрелого Имана, это тот, кто обладает самым прекрасным нравом, нежен и щедр к своей семье."17

Пророк Мухаммад явил мусульманам прекраснейший пример в сознании ценности женщины в семье. В одном из хадисов Посланник Аллаха напоминает о важности доброго и почтительного отношения к супруге:
Самый лучший и вас тот, кто лучше всего относится к своим супругам. Я же лучших из вас в отношении к своим супругам
.18
B своей Прощальной Проповеди, произнесенной в 8-й день месяца зуль-хиджа 632 года, обращенной более чем в 124-тысячам собравшийся мусульман, Посланник Аллаха еще раз напомнил мусульманам, как они должны относиться к своим женам, если хотят быть любимыми Аллахом и достойными Его милости:
О, люди!
Я наставляю вас относиться к женам вашим с добром и страшиться Господа, ибо они зависимы от вас. Вы приняли их в жены как дар от Аллаха, и дали слово Аллаху беречь их честь и достоинство перед Аллахом. Знайте, у вас есть определенные права на ваших жен, но и жен ваших есть права на вас. Обращайтесь с женами хорошо, чтобы не было у них в душе обиды, и чтобы они были вам надежной поддержкой.
19
Вся его жизнь, общественная и личная, являла и являет и по сей день ярчайший исторический прецедент, пример для сотен миллионов мусульман, и в своей последней проповеди, обращенной к мусульманской общине на все времена, Посланник Аллаха напоминает и завещает мусульманам милосердное, доброе и в высшей степени почтительное отношение к своим супругам. Вспомним также слова праведной Айши, супруги нашего Пророка: "Он был самым добрым и мягким по отношению к своим супругам, самым щедрым, улыбчивым и радующим."20
 

Коран предписывает заботиться и оберегать женщин
Аллах наставляет нас в Своем откровении, что мораль Ислама направляет души людей на путь добра. Мудрость Корана является милостью и спасением для человека, ищущего Господа:
Через Коран Мы посылаем то, что служит исцелением (души) и милостью для верующих…(Коран, 17:82)
Аллах провозглашает в Своем Откровении, ниспосланном как исцеление, милость и руководство для людей, что все права женщины, как социальные, так и семейные, защищены Кораном.
Вне сомнения, это факт – великая милость, благо и облегчение для верующих женщин. Мусульманки, которая следует в жизни морали Корана, даже в самом безбожном обществе, далеком от соблюдения Корана, не коснется дурное слово и ее честное имя не станет поводом для невежественных споров о том, какую роль женщина должна исполнять в обществе.
Мы внимательно рассмотрим аяты Корана, в которых Всевышний Аллах провозглашает защиту женщины и социальных прав, коими она обладает в полной мере, согласно вероуставу Аллаха, и аяты, которые напоминают о высшей ценности мусульманки в Исламском обществе.

Развод в Исламе допустим как крайняя мера, и только с добром и уважением к женщине, с предоставлением полного обеспечения женщины
Иман и богобоязненность дают человеку великое счастье жить по совести и в согласии с волей Аллаха. И, наоборот, жизнь, лишенная Бога и Имана, становится пустым прожиганием отпущенного срока, наполненным бесконечной погоней за удовлетворением ненасытных страстей. Жизнь, лишенная Имана, лишает человека счастья бытия в духовной гармонии с Аллахом, толкая человека к плотскому и низменному существованию. Такой человек заботится лишь о желаниях своего нафса, удовлетворении эгоистичных намерений. Постепенно это процесс ведет к возникновению негативных процессов в душе, приводит к разрушению семейных уз, разрыву материальных отношений.
Развод означает, что человек позволил своему нафсу возобладать над своим разумом и Иманом, позволил расценивать свою семью как сферу достижения своих интересов. И если интерес этот ушел, то он считает возможным прекратить все отношения со своим супругом или супругой, считая не нужным и не обязательным быть уважительными и внимательными к бывшему супругу или супруге. Часто бывает так, что после развода между мужем и женой полностью утрачиваются все теплые чувства, они не испытывают друг к другу ни любви, ни уважения, их сердца наполнены ненавистью и злобой, они уже не видят причины, по которой им следовало бы хорошо относиться друг к другу. Поэтому забота о бывшей супруге для них уже не имеет никакого значения. Им важно заботиться только о себе и своих интересах, а то, как будет существовать бывшая супруга, испытывает ли она трудности и нужду, их совершенно не волнует.
 
Тогда как в Исламе подобное отношение недопустимо. Мусульманин в любой жизненной ситуации помнит об Аллахе и стремится к Его милости, он не позволит низменным наущениям нафса завладеть разумом и не допустит эгоизма в свою душу. Мусульманин проявит то поведение, которое угодно Аллаху и заповедано в Коране. Ведь мусульманин твердо знает, что компромисс с Кораном и совестью не принесет ничего, кроме разочарования в земной жизни и тяжкого стыда в вечной жизни. И если в семье ситуация сложилась так, что развод видится единственным решением возникшего непонимания, то и тогда развод должен быть произведен с соблюдением норм Коранической этики и морали. Воля Аллаха о разводе звучит:
И при разводе с женами своими, когда назначенный им срок истек, содержите их с достоинством или с достоинством их отпустите. Но против воли не удерживайте их, чиня им зло и непристойность… (Коран, 2:231)

Всевышний Аллах дозволяет в крайней ситуации расторжение уз брака, но с соблюдением достоинства и уважительного отношения к женщине. Мусульмане чрезвычайно щепетильны и внимательны в исполнении этой воли Аллаха. Они смиряют свой нафс ради Аллаха и проявляют к бывшей супруге терпимость, милосердие, уважение и тактичность, стараясь не причинить душевных страданий супруге. И если при вступлении в брак и на протяжении всей семейной жизни мусульманин проявлял к супруге любовь и уважение, то и во время развода и после развода взаимоотношения между супругами должны быть построены на уважении чести и достоинства друг друга. Развод для мусульман не может стать причиной ссор, ругани или обид. Также как развод не должен стать для женщины-мусульманки причиной материального лишения, физических страданий или душевного отчаяния. Аллах в Коране четко обозначает мусульманам, как должно себя вести по отношению к бывшей супруге, если решение о разводе принято обеими сторонами:
О вы, кто верует! Если вы женитесь на верующих женах и, не вступив еще в супружескую связь, Вы пожелаете развода с ними, Вам нет нужды отсчитывать для них иддат. Вы предоставьте им дары и их благопристойно отпустите. (Коран, 33:49)

Гарантирование материального обеспечения женщины после развода
Аллах возлагает в Коране на мусульманина обязанность гарантировать материальное обеспечение жены после развода:
Разведенных жен предписано обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных. (Коран, 2:241)
Коран регулирует Господним повелением всякую жизненную ситуацию мусульманина, направляя ее в праведное, единственно угодное Аллаху русло. При определении суммы, которую следует выделять на содержание разведенной жены, Аллах предписывает мужчине слушать голос своей совести и помнить о социальном статусе разведенной женщины, а также реальную меру ее потребностей. Мера ответственности мусульманина перед Аллахом за содержание разведенной жены определяется Кораном:
…Вы содержите их согласно своему достатку: богатый — сообразно своему, а бедный — своему, дав им дары в благопристойной мере, как подобает всем благотворящим. (Коран, 2:236)
И пусть богатый человек дает содержание согласно своему достатку. А тот, чья доля ограниченна, пусть дает столько, сколь дал Ему Аллах. Ведь не возложит Аллах на душу груз больший, чем Он для нее назначил. Аллах за каждой тяготой пошлет облегченье. (Коран, 65:7)
Примечательно, что обязанность обеспечения материального содержания разведенной супруги возложена на каждого человека, и богатого, и стесненного достатком. Каждый из них ответственен за обеспечение бывшей супруги согласно достатку, что Аллах даровал каждому из них. Это в высшей степени гуманное положение Ислама, ибо в современном обществе, например, мы часто видим, как после развода бывший супруг считает себя освобожденным от любой ответственности и даже не думает о том, что бывшей супруге следует оказывать помощь, считая это пустой тратой денег. Ведь их жизнь не мотивирована верой в иную, вечную жизнь, они считают эту жизнь конечной, а потому не знают, что значит стремиться к милости и благоволению Аллаха.
Их жизненная система координат находится в плоскости личного благополучия, и в этой плоскости нет места жертвенности и заботе о той, которая теперь уже не входит в сферу его личной выгоды и стала ему практически чужой. Сплошь и рядом в современном мире можно видеть, как после развода, каждый оказывается предоставленным самому себе, заботясь только о своем достатке и порой полностью стирая из памяти все, что было связано с разведенной супругой, не говоря уже об оказании помощи и выделении ей содержания, даже тогда, когда в браке были дети.
Тогда как верующий человек каждым своим поступком и жизненном испытанием заботиться о милости и благоволении Аллаха и потому никогда не позволит себе такого эгоизма и душевного примитивизма. Наоборот, даже после развода бывший супруг будет стараться быть чутким и внимательным к разведенной супруге, понимая большую уязвимость женщины в сложившейся жизненной ситуации. И даже если он никогда более не увидит своей бывшей супруги и ничто более не связывает их, то все равно благочестивый мусульманин не может бросить бывшую супругу в нужде и будет обеспечивать ее достойное содержание на протяжении того периода, пока она будет в этом нуждаться.
Но, выполняя данное повеление Аллаха в отношении бывшей супруги, мусульманин понимает, что перед Аллахом важны не детали, но суть намерение, с которым мусульманин выполняет это повеление. Искренность намерения мусульманина особо подчеркивается Аллахом в Коране. Аллах не смотрит на облики и деяния, а смотрит на то, что в сердцах. Для Аллаха важно не само это деяние, - важна богобоязненность и искренность намерений:
"…к Нему восходит лишь ваше благочестие..." (Коран, 22:37)
И потому мусульманин исполняет свою обязанность перед Аллахом в отношении разведенной жены, искренне желая исполнить ее достойно, так, чтобы Аллах был доволен им:
"По щедрости и с чистой душой давайте своим женам дар предбрачный и, если они по своей доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во здравие свое и благость." (Коран,4:4)
Но если же женщина по доброй воле вернет или простит бывшему супругу эту обязанность, то мужчина не несет за это ответственности перед Аллахом и может свободно распоряжаться тем, что вернула ему его разведенная супруга.


Коран запрещает забирать у женщины после развода что-либо, подаренное ей во время брака
Имущественное право разведенной женщины – еще одно положение, которое Аллах берет под Свою защиту в Коране. Господние аяты Корана категорически запрещают мужчине требовать или забирать у женщины что-либо подаренное ей им за время жизни в браке, даже если брак распался и супруги развелись.
 Но если вы одну супругу хотите оставить и взять другую супругу, хотя прежней из них вы подарили много благ (имуществ аи денег), вы не берите из него ничего. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и возводя клевету на нее? И как вы сможете забрать его, когда вступили вы в супружескую связь и с вас она взяла обет суровый? (Коран, 4:20-21)
Аллах напоминает, что мусульманин, вступая в брак с мусульманкой, дал слово Аллаху заботиться и обеспечивать ее, гарантировал ее благополучие, поэтому, если за годы супружеской жизни ей были даны обильные дары, украшения, деньги или дома, мусульманин не имеет права требовать от возврата чего-либо из подаренного после развода. Иное поведение будет являться прямым нарушением воли Аллаха, провозглашенной в Коране. Мусульманин, испытывающих трепетную боязнь перед Аллахом, знает, что он дал Аллаху слово заботиться о своей супруге и никогда не посмеет нарушить своего обета, искренне стараясь нести свою ответственность за супругу, даже если их союз распался.
Аллах провозглашает мусульманину границы дозволенного и требует строгого соблюдения установленных границ поведения, сообщая, что требование от женщины возврата подаренного ей супругом за годы совместной жизни категорически недозволенно и недопустимо для мусульманина:
… Вам недозволенно брать из того, чем вы ее (во время брака) одарили, разве что оба вы таите опасенья, что не сумеете блюсти пределы, которые для вас Аллах установил. И если вы, (кто призван рассудить их), боитесь тоже, что они оба не соблюдут пределов, установленных Аллахом, не будет в том греха, если жена даст выкуп за свою свободу. Вот таковы пределы, которые Аллах установил, не преступайте их. А если кто преступит эти грани, они суть нечестивые. (Коран, 2:229)
Мы видим, какое уважение и забота проявляется по отношению к женщине в вероуставе Аллаха. Ислам предупреждает любые ситуации в жизни женщины, оберегает ее от материального и душевного дискомфорта, гарантирует ей надежное, достойное существование и соблюдение всех ее прав, не зависимо от того, состоит она в браке или, Господним предопределением, находится в состоянии развода. И мусульмане, свято чтя повеление Аллаха, искренне выполняют Его волю и несут свою ответственность за супруг, даже если они уже долгие годы разведены.


Ислам об обеспечении достойной жизни женщины после развода
Аллах провозглашает мусульманам о необходимости предоставления защиты материальных и духовных потребностей женщины и после развода и разъясняет, каковым может быть отношение мусульманина к супруге, с которой они состоят в разводе:
И пусть (за время прохождения иддата) живут они в условиях таких же, как и вы, согласно вашему достатку. Им притеснений в доме не чините. А коль беременны они, содержите их, пока они не разрешатся от бремени. И коль они выкармливают ваше чадо, выплачивайте им вознагражденье. И меж собой с достоинством ведите разговор, но если вы станете затрудняться в этом, то пусть другая женщина вскормит дитя. (Коран,65:6)
Ведь женщина в ситуации развода может столкнуться и испытать много трудностей, ибо до развода супруг обеспечивал ее жильем, материальным и душевным достатком. Поэтому Аллах наставляет мусульман, что в такой ситуации бывший супруг должен быть максимально чутким и обеспечивать бывшей супруге тот же уровень жизни, что и себе, помогать ей в сложившейся для нее новой ситуации. Прежде всего, до тех пор, пока бывшая супруга не найдет себе подходящего нового жилья, бывший супруг обязан предоставлять ей жилье, никак не притесняя и не ущемляя ее прав и свобод. Мусульманин ответственен за соблюдение этого положения перед Аллахом. Наряду с этим, если женщина в момент развода была беременна, то бывший супруг обязан содержать ее наилучшим образом, обеспечивая все потребности ее здоровья, жизни и душевного спокойствия. Да, уровень этих потребностей может варьироваться, в зависимости от уровня достатка бывшего супруга. Но, самое главное, если мусульманин искренен и благочестив перед Аллахом, он неизменно будет чутким и внимательным по отношению к бывшей супруге и приложит все усилия, чтобы бывшая супруга не испытывала трудностей, материальных или моральных тревог, будет гарантировать ее благополучие. И все эти повеления мусульманин исполняет только лишь ради довольствия Аллаха, ради соблюдения воли Аллаха, провозглашенной в Коране, не требуя ничего взамен у бывшей супруги.

Коран не дозволяет наследовать имущество женщины без ее согласия
 
Коранические аяты содержат подробные разъяснения и наставления мусульманам о том, каким образом следует оберегать и заботиться об обеспечении самого достойного положении женщины на каждом этапе ее общественного и социального положения. Одно из наставлений Аллаха касается категорического запрета претендовать на имущество женщины и принуждать ее к передаче принадлежащего ей имущества кому-либо. Коран гарантирует женщине право самой распоряжаться своим имуществом и защищает ее право владения им и напоминает мусульманам важность соблюдения этого положения:
О вы, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать имущество женщин против их воли. Не чините им принуждения, чтобы забрать часть приданого, которым вы их одарили, если только они не совершили явной мерзости. Обращайтесь с ними благопристойно… (Коран, 4:19)

 

Защита прав осиротевших женщин
В череде наставлений относительно соблюдения и защиты прав женщин в мусульманском обществе, Аллах особо напоминает о чуткости и справедливости в отношении женщин, у которых нет родных и родителей, которые могли бы быть ей надежной защитой:
Они просят решения от тебя касательно женщин. Скажи: "Аллах дает вам решение о них. (Это решение) читается в сей Книге: относительно сирот, которым не даете вы того, что вам предписано давать, желая взять их в жены, о беззащитных слабых детях, чтобы всегда ко всем сиротам вы строго соблюдали справедливость. И вес, что доброго совершили вы, Аллах, поистине, об этом знает!" (Коран, 4:127)

Люди, лишенные страха перед Всевышним, с легкостью, без зазрения совести попирают права тех, кого считают слабыми и видят их неспособность защитить себя, не имеют никого из родных, кто мог бы вступиться за них. И очень часто в современном мире мы видим, как дети-сироты становятся мишенями богомерзких, корыстных деяний злонамеренных людей. Случается, что зная о богатом наследстве, оставленном осиротевшей женщине, бесчестные люди принуждают ее к браку только лишь ради того, чтобы завладеть ее состоянием, коварно просчитывая, что для осуществления их намерений нет никаких препятствий, ведь родных у женщины нет, и некому будет за нее вступиться. Такие ситуации случаются в безбожном мире очень часто. Но в Исламе Аллах провозгласил защиту прав осиротевших женщин Своим Откровением и предупредил мусульман об ответственности за справедливость, благонамеренность и честность в отношении женщин и детей, не имеющих никого, кто мог бы вступится за них.
Мусульмане твердо веруют, что Аллах видит и ведает все, что они думают и совершают в жизни и что после смерти они непременно предстанут перед Аллахом с ответом за свои дела. И страх быть лишенными милости Аллаха в Судный день никогда не позволит им нарушить закон Аллаха, поступить несправедливо и бесчестно по отношению к сиротам, пусть даже это сулит им значительные материальные выгоды в земной жизни. Для мусульманина чистая совесть и честь перед Аллахом превыше всяких мирских благ, ибо довольствие Аллаха и надежда войти в Рай Аллаха – это самое ценное, что может обрести мусульманин, и единственное, что он сможет забрать с собой в иную, вечную жизнь.
Потому с подлинно Исламском обществе мусульмане оберегают права сирот и заботятся о них больше, чем о своих собственных правах, принимают все меры для зашиты сирот, не оставляя и малейшей возможности нечестивым людям обидеть сироту. И если мусульманин решает жениться на сироте, то его долг перед Аллахом еще до женитьбы соблюсти все права будущей супруги и не извлекать для себя выгод из того, что женщина не имеет за собой защиты.
 

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder